Власти Румынии запутались в собственных показаниях относительно того, были или нет на её территории обломки российских беспилотников, и решили применить испытанный трюк под названием «хайли-лайкли». МИД страны вызвал посла России в Бухаресте, чтобы выразить протест.
«На фоне обнаружения 13 сентября 2023 года новых фрагментов беспилотника, подобного БПЛА, используемым российской армией, <…> МИД возобновляет твердый протест против повторного нарушения воздушного пространства Румынии», – заявили в ведомстве.
Причем ни уверенности в том, что это обломки именно БПЛА, ни представления, откуда они там взялись, в Бухаресте явно нет, но уж больно на их российском происхождении настаивают в горячо любимом румынскими властями Киеве, да и консультации с союзниками по НАТО проведены, так что советы старших товарищей, наверняка, услышаны.
Как заявил МИД страны, атаки России «порождают в том числе риск безопасности для румынских граждан, подрывают безопасность транспорта на Дунае и по Черному морю».
На Смоленской площади румынские инсинуации охарактеризовали как «непоследовательное, противоречивое жонглирование даже не фактами, а непонятно чем». «Всё это является антироссийской информационной атакой. Никакой ясной или объективной картины у самих румынских представителей в том, что касается произошедшего, до сих пор нет. Никто не может понять, что они пытаются сказать», – заявила на брифинге официальный представитель российского МИД Мария Захарова. По ее мнению, румынский демарш – пропагандистский ход в русле поддержки киевского режима.
Как элемент пропаганды, видимо, следует расценивать и призывы к румынским гражданам прятаться в подвалах при появлении БПЛА на украинской территории, а также строительство бомбоубежищ для жителей сел, которые граничат с незалежной.
«Вместе с министерством обороны принято решение в малонаселенных районах создать зоны безопасности, которые будут надежнее, чем дома людей. Речь идет о защищенных убежищах из бетона, в которых люди смогут провести несколько часов, пока не закончится воздушная тревога», – заявили в департаменте МВД по чрезвычайным ситуациям Румынии.
Там признают, что риск минимален. Но у страха, как известно, глаза велики. Почему бы не воспользоваться возможностью лишний раз попугать собственное население российской угрозой.
Старший научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова (ИМЭМО РАН) Владимир Оленченко считает ситуацию вокруг элементов беспилотников на территории Румынии «искусственно возбужденной».
– Естественных причин для этого нет. Здесь известный прием нынешнего киевского руководства – пытаться создать провокацию и втянуть какие-то другие страны в конфликт на Украине.
Напомню, что такая история была дважды с Польшей, но сейчас это неудобный для провокаций объект, поскольку там готовятся к парламентским выборам, не до украинцев. Кроме того, достаточно сильно разрастаются антиукраинские настроения.
А Румыния, видимо, рассматривается и НАТО, и киевским руководством как объект, который можно использовать для провокаций.
«СП»: Но почему румыны на это реагируют, хотя ситуация очевидна?
– Мне кажется, здесь есть корыстный интерес. Он заключается в том, что 15 сентября истекает срок запрета на поставки украинского зерна в Румынию и транзитом через нее. Румыны этого очень не хотят, с ними заодно поляки, венгры. Они требуют от Евросоюза продлить запрет на импорт сельхозпродукции с Украины до конца года.
Не исключаю, что в этом направлении и предпринимают действия румынские власти, чтобы сказать и НАТО, и международной общественности, и украинцам, что не до них сейчас, что у самих все очень напряженно. Это одна из версий.
Другое дело, что румыны дисциплинированные участники НАТО. Не исключено, что они действительно подталкиваются альянсом к выражению неудовольствия российские стороне.
«СП»: Под предлогом якобы российских беспилотников на своей территории можно потребовать задействовать 5-ю статью и фактически привлечь натовские силы для обеспечения их безопасности, усилить эскалацию?
– Чтобы задействовать 5-ю статью, надо включить 4-ю. В ней говорится, что страна, которая имеет какие-то доказательства или подозрения в отношении того, что на нее могут напасть, должна потребовать созыва представителей всех стран НАТО для обсуждения этого вопроса. Если 4-я статья будет выполнена, тогда будет рассматриваться вопрос перехода к 5-й.
Для примера: Турция, когда против нее приняли меры после того, как она сбила наш самолет, обратилась к НАТО. Ей было отказано. То есть прецедент есть.
С формальной точки зрения, Румыния должна обратиться к руководству НАТО с тем, чтобы на уровне представителей обсудить свои подозрения, побуждения и прочее.
Пятая статья – это не рубильник, к которому подбежали, повернули и всё. Это достаточно серьезный механизм, учитывается мнение многих стран. Вряд ли та же Венгрия захочет участвовать в каких-то масштабных антироссийских действиях.
Ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Татьяна Биткова отмечает, что отношения России и Румынии сложные.
– Это накладывается на ситуацию. Я смотрю прессу: то отрицают, то обломки, то почти целый аппарат. Поскольку отношения тяжелые в принципе, у Румынии есть желание присоединить Молдавию, а наши интересы там тоже есть, это камень преткновения, и все нагнетается. Кроме того, Румыния как член НАТО не желает хороших отношений с нами.
«СП»: Говоря об опасности российских ударов для румынских граждан, Бухарест намекает на то, что Россия должна прекратить атаки на украинские порты?
– Это не намек. Это открытый текст.
«СП»: То есть Бухарест подыгрывает Киеву?
– Нельзя сказать, что подыгрывает. У него ведь с Киевом тоже сложные отношения были и до СВО, поскольку на Украине достаточно большое сообщество румын и молдаван. Есть претензии.
Кроме всего прочего, есть националистическое крыло, которое требует немедленно отнять у Украины все территории, которые заселены (румынами – «СП»). Это западная часть Украины, которую называют Буковина. Ей до Второй мировой войны обладали румыны, ранее эти земли принадлежали Австро-Венгрии, а в средние века Молдавскому княжеству. Восточно-европейские территории вообще имеют сложный конгломерат этнического состава. И все это очень болезненно.
Румыны недовольны Украиной, поскольку, как они считают, недостаточно внимания уделяется румынской диаспоре, считается, что ее притесняют. В большей степени это относится к периоду после 2014 года, когда действительно украинцы ввели ряд законов, ущемляющих права нацменьшинств.
Картина очень сложная, а когда падают еще и обломки чего-то, естественно, румыны нервничают.)