Не успел эшелон с присланными Чехией в помощь Украине первыми тридцатью старыми танками Т-72 и боевыми машинами пехоты БМП-1 добраться до места назначения (об этой сделке наша газета подробно написала 6 апреля), как в Праге грянул просто оскорбительный для Киева скандал.
В стране назначения, конечно, и сами могли догадаться, что к ним в качестве подарка от НАТО едет откровенный металлолом, десятилетиями безо всякого обслуживания ржавевший в арсеналах. Но, видимо, от отчаяния еще на что-то надеялись. Иллюзии на днях развеяла пражская газета «Эхо24».
По ее информации, сброшенные с чешского «барского плеча» боевые бронированные машины (ББМ) оказались не просто не готовыми к скорому боевому использованию. На фронте в них украинским экипажам прямо сейчас забираться все равно, что в здравом уме добровольно отправляться в братскую могилу. Подтвердив тем самым давнее расшифровку аббревиатуры БМП-1, которое она получила еще в Советской армии в боях в Афганистане за слабую бронезащиту: «братская могила пехоты».
Как выяснилось, ни на одной из отправленных Прагой украинцам трех десятков ББМ не работают системы управления огнем. Что делает их абсолютно бесполезными в бою. «Эхо24» комментирует: «Проблема в том, что в основе этих систем стоят гиростабилизаторы. Но получить такие можно только в России. Также серьезная проблема с дальномерами на танках и механизмами 73-миллиметровых пушек на БМП-1. Получается, что БМП и Т-72 могут ездить и даже стрелять. Но попасть никуда не смогут.
На ремонт и приведение танков и БМП в боеготовность потребуется не менее четырех недель. И тут возникает еще одна трудность – основную массу запчастей, а также заводы по ремонту бронетехники (на Украине – «СП») уничтожили русские".
Таким образом, надежды украинских властей на скорую подмогу с Запада тяжелыми наступательными вооружениями фактически уже растаяли. Потому что для Киева и его союзников сложилась почти неразрешимая дилемма.
С одной стороны: поскольку исход битвы за эту страну, скорее всего, будет решен в течение ближайших недель или – в крайнем случае! – месяцев, дополнительные танки изнемогающим в обороне ВСУ нужны как можно скорее. Значит, это должны быть бывшие советские образцы, хорошо знакомые местным танкистам. Тогда экипажи не придется долго обкатывать на полигонах. Потому что на такую боевую учебу Россия точно не оставит им времени.
С другой – старые советские машины на Западе, безусловно, кое-где еще водятся. Но именно – старые. То есть – не слишком пригодные к современному бою. Тем более – к поединкам нашими танками Т-72Б3, Т-90 и Т-80БВ и Т-80БВМ, с головы до пят укрытыми самой современной и лучшей в мире динамической защитой.
Что прикажете в таких условиях делать Украине и Западу? Правильно: изучать вопрос об экстренных поставках Киеву пусть и несколько устаревшей, но все же боевой техники западного производства. Которая самим странам НАТО уже не особенно и нужна.
Очевидно, именно по этой причине несколько недель назад в Министерстве обороны Украины возникла идея просить Германию поделиться до сих пор стоящими на вооружении бундесвера 30-тонными боевыми машинами пехоты типа «Мардер» («Куница»). Некоторые называют их еще легкими танками, поскольку у «Мардера» приличная броневая защита (до 30 мм), высокая скорость (до 70 километров в час). Но главное – сильное вооружение.
А именно: пушка Rh 503 со сменным стволом калибра 35-мм и 50-мм и переменной скорострельностью (150 и 400 выстр/мин). Еще – два 7,62-мм пулемёта MG3A1 и франко-германский переносной противотанковый ракетный комплекс «Милан», способный пробивать броню в 550 мм на дальностях до трех километров.
В общем, на поле боя достаточно грозная машина. Правда, в самой Германии она потихоньку снимается с вооружения, поскольку не выпускается с 1975 года и заменяется на еще более совершенную БМП «Пума». Высвободившиеся «Мардеры» уходят в другие армии. В частности, в Индонезию, Иорданию, Чили. Но вот как такие же и Киеву заполучить для сражений с русскими?
Да, в рядах бундесвера нынче осталось порядка 300 «Мардеров». Они, бесспорно, в отличном техническом состоянии. Потому что иначе немцы не привыкли обращаться с техникой.
Вероятно, еще больше этих ББМ на базах хранения. Ибо всего с 1969 по 1975 год немцы успели наклепать более 1800 БМП этого типа. Скорее всего, это знание и подвигло министра обороны Украины Алексея Резникова в конце марта отправить в Берлин официальное письмо с просьбой как можно скорее передать ВСУ для начала хотя бы первую сотню «Мардеров».
Однако это послание неожиданно тут же вдрызг рассорило политическую элиту Германии. По информации издания Politico, горячими сторонниками не мешкая грузить «Мардеры» на железнодорожные платформы и отправлять в направлении Львова оказались вице-канцлер Германии Роберт Хабек и министр иностранных дел этой страны Анналена Бербок.
Судя по всему, именно этими влиятельными политиками почва для отправки «Мардеров» на Украину была заранее тщательно «унавожена». Иначе с чего бы как черт из табакерки в Германии аккурат в эти дни появилось бы очень многозначительное заявление знаменитой немецкой оборонной фирмы Rheinmetall? В нем сказано, что на территории Rheinmetall в полной исправности хранится точно 100 «Мардеров». Мол, их хоть сегодня возможно отдать украинцам.
Однако вся эта история, похоже, скончалась даже толком не начавшись. Поперек проталкиваемой паном Резниковым идеи выступил канцлер Германии Олаф Шольц. Потому что он справедливо полагает, что нет для Германии более верного пути ввязаться в боевые действия против России, чем этот. Но тогда вместе с Германией втянутой в настоящую большую войну в Европе окажется и вся НАТО в целом. Поэтому, настаивает Шольц, последнее слово в таком деле должно оставаться за Брюсселем. Который пока в тяжких раздумьях. Потому как и хочется, и колется.
Как и следовало ожидать, точку зрения канцлера, не мешкая, разделило оборонное ведомство Германии. По информации газеты Welt, еще 3 апреля оно констатировало: «Все наши БМП Marder связаны обязательствами в рамках НАТО, вопрос их вывода с позиций в таком случае должен решаться в рамках НАТО».
Если разобраться – это недвусмысленный отсыл Киева по адресу, который хулиганы всего мира пишут на заборах. В качестве утешения для украинцев 7 апреля Берлин сообщил, что там решено со складов бундесвера отправить на фронт еще 1000 противотанковых средств (иными словами – ручных противотанковых комплексов) и 500 зенитно-ракетных комплексов типа «Стингер». Такими сведениями с мировой общественностью поделился официальный представитель правительства Германии Штеффен Хебестрейт.
Но перечисленным им стреляющим «добром» Украину Запад и так уже завалил по самую крышу. Однако никак обнадеживающих Киев изменений в пользу ВСУ на поле битвы так и не наступило.
Изменить позицию Берлина был бы способен, вероятно, лишь увесистый пинок даже не Брюсселя, а конкретно Соединенных Штатов. Но и там, как представляется, еще не решили: а стоит ли втягивать в вооруженных конфликт весь Североатлантический альянс и тем ставить мир на грань всеобщей гибели?
В общем, если рассуждать о перспективах поставок бронетехники на Украину со стороны Запада, то Киеву остается лишь скрипеть зубами в праведном гневе на своих союзников. В наличие для него оттуда пока абсолютная и откровенная «дырка от бублика» в лице никуда не годных чешских Т-72. Возможно, нечто подобное сугубо символически скоро подбросит и Польша. Если, конечно, все это под бесконечными российскими ударами с воздуха удастся довезти до мест назначения. Что, как вы сами понимаете, вовсе не факт.
На что еще Киев может рассчитывать в ближайшей перспективе? Та же Welt разузнала, что вот-вот руку помощи ВСУ протянет и не входящая пока в НАТО и потому более решительная Швеция. Оттуда, говорят, через Польшу вот-вот прибудут пять десятков боевых машин пехоты Pbv-501. Что это за «звери»?
О, это, вероятно, будет даже «покруче» чешских танков с неисправными системами управления огнем. Потому что после крушения Германской Демократической Республики эти БМП стояли на вооружении ее Немецкой Народной армии. А когда ГДР была поглощена ее западной соседкой ФРГ, Берлину от прежних хозяев совершенно безвозмездно достались 2342 танка, 6639 БМП и БТР, 2365 артиллерийских систем, 394 истребителя, 69 боевых кораблей, 12 миллионов автоматов, 100 тысяч автомашин и еще много разного военного добра.
Естественно, почти все это было тут же выставлено на продажу кому угодно. В 1998 году 433 бывших гэдээровских БМП-1 приобрели шведы. Несколько модернизировали их в Чехии, но не особенно решительно. Выскребли вредный для здоровья асбест, сняли устаревший советский ПТУР «Малютка», приборы наблюдения заменили собственными. Ну и так, по мелочам.
То, что получилось, назвали Pansarbandvagn 501 (Pbv-501). 350 направили в строевые войска Швеции, остальные – в разборку на запчасти. Однако Стокгольм скоро убедился, что получилось форменное «не то». Поэтому уже в начале «нулевых» все наличные Pbv-501 хором были отправлены на базы хранения. Откуда теперь, вполне возможно и поедут на Украину, чтобы с большой степенью вероятности быстренько сгореть в огне боев с Россией. Никому и ничему, понятное дело, там не помогая.
Ничего личного! Чистая политика «солидарности» Запада с загибающейся Украиной.