На Украине – многочисленный десант западных чиновников разного уровня. Главы МИД Бельгии, Люксембурга и Нидерландов прилетели в Донбасс, чтобы посмотреть на ситуацию глазами Киева. А по самому Киеву 6 мая активно перемещались госсекретарь США Энтони Блинкен и его заместитель Виктория Нуланд, знакомая украинцам еще по Майдану. Приезд таких политиков украинские власти расценили как знак безоговорочной поддержки и засыпали гостей самыми разными просьбами: усилить военное присутствие в Черном море, помочь вернуть Крым и устроить, наконец, встречу Зеленского и Байдена. В том, что касается ритуалов, госсекретарь Киев не разочаровал. А в Белом доме даже заявили, что поддерживают стремление Украины в НАТО.
Энтони Блинкен прилетел в Киев за полночь. И на украинское время он так и не перешел, все встречи назначив на раннее утро. У трапа дольше всего общался с временной поверенной в делах посольства Кристиной Квин, которая была в желтой маске. Ее Госдеп собирается, наконец, назначить послом на Украине.
По ночным киевским улицам кортеж из тридцати с лишним машин передвигался в зловещей тишине, а едва рассвело, выяснилось, что весь центр города перекрыт.
– Как мне пройти? – недоумевают жители Киева.
Но свою программу госсекретарь Соединенных Штатов начал с украинской оппозиции.
"Очень неприятно, когда разрушаются реформы, которые были сделаны в том числе и, как сказал Энтони Блинкен, при его участии в 2014-2015-2016-х годах нашей командой. Речь идет о реформе корпоративного управления, которая сейчас под тяжелой атакой Зеленского", – пожаловался на своего сменщика бывший президент Украины Петр Порошенко.
Порошенко в своем аккаунте проиллюстрировал общение с Блинкеным фотографией пятилетней давности, ведь на встрече кроме него были представители всех парламентских фракций, кроме президентской.
"Мы пообщались с разными фракциями Верховной рады, с министром иностранных дел, мы посетили Михайловский собор, названный в честь святого Михаила – митрополит Епифаний провел экскурсию там", – пояснил Блинкен.
Для Блинкена и архангел Михаил – святой, хотя в православной традиции это не так, и глава раскольнической ПЦУ Епифаний – митрополит. В его сопровождении он осматривает в храме фрески, которые, между прочим, были украдены фашистами и вернулись в Киев в начале 2000-х годов из российского Эрмитажа.
С ним и своим заместителем Викторией Нуланд, которая раздавала печеньки на Майдане, участвует в современном украинском ритуале – возлагает цветы к мемориалу погибшим в Донбассе бойцам украинской армии. Слышно, что издалека делегации что-то кричат.
Но полиция быстро реагирует на всех, кто может встретиться на пути госсекретаря.
С дороги убираются и обманутые вкладчики украинских банков, и уставшие от карантинных мер частные предприниматели.
Все очень быстро оказываются в автозаках. В угоду гостям нарушают протокол – на фото с премьер-министром Денисом Шмыгалем украинский флаг должен быть слева. Но на его месте установлен, наоборот, американский, на нем акцентировано внимание. И все, чтобы Энтони Блинкен мог с уверенностью заявить – самая главная проблема страны все же находится за ее рубежами. Нуланд встала по правую руку от госсекретаря.
"Мы видим, что на границе с Украиной сейчас сконцентрированы российские войска – наибольшая их концентрация с 2014 года. Мы поддерживаем вас и обращаемся к России, чтобы она перестала использовать агрессию против Украины. И мы вместе с партнерами работаем над тем, чтобы Украина могла защитить себя", – заявляет после переговоров с украинским президентом Энтони Блинкен.
И президент Зеленский на совместной пресс-конференции подыгрывает.
"А вы не слышите меня?" – спрашивает Владимир Зеленский у зала.
"У меня русский перевод. Все окей", – отвечает ему журналистка.
"Русский перевод? – картинно ужасается Зеленский. – Они здесь! Они везде!"
Единственный митинг, который разрешили сегодня в Киеве, с плакатами "Украина – партнер США по НАТО", чтобы госсекретарь все же мог увидеть это главное чаяние украинских властей.
– Шановны, у нас заявка на митинг! Давай, растягивайся! Мне ***, что вы тут стоите!
Предки Блинкена, кстати, бежали в США из Киева в начале двадцатого века – спасаясь от еврейских погромов. Сборник рассказов об этом написал его прадед. В стране и сейчас разгул национализма, но госсекретарь США на это не обращает внимания.