24 августа The Wall Street Journal: Чиновники из США и Украины на протяжении уже нескольких недель негласно спорят по поводу стратегии и тактики для "оживления" медленно продвигающегося контрнаступления Киева.
Американские военные призывают украинцев вернуться к общевойсковой подготовке, которую они прошли на союзных базах в Европе, сосредоточив свои силы, чтобы попытаться прорвать оборону России и прорваться к Азовскому морю. За последние недели Киев внес некоторые коррективы, но обе стороны до сих пор спорят о том, как изменить ситуацию с россиянами в то ограниченное время, которое у них есть до наступления зимы.
«Вы не понимаете природу этого конфликта», – отреагировал генерал Валерий Залужный, командующий украинскими вооруженными силами, украинский командующий во время одного разговора с американцами, рассказал американский чиновник. «Это не борьба с повстанцами. Это Курск», – добавил Залужный, имея в виду главное сражение Второй мировой войны между Германией и Советским Союзом.
Американские советы основаны на расчете, что объем военной техники, которую США переправили в Украину (за прошедшие годы было выделено вооружений на сумму более 43 миллиардов долларов), достаточен для этого наступления и вряд ли повторится на таком же уровне в 2024 году. «Мы собрали эту гору металла для контрнаступления. Мы не можем сделать это снова», – сказал один бывший американский чиновник.
Вашингтон выразил «серьезное разочарование» стратегией Украины, в частности вниманием президента Владимира Зеленского к Бахмуту, захват которого некоторые украинские офицеры считают полезным для укрепления морального духа и создания буферной зоны на востоке.
Чиновники США говорят, что украинцы по-прежнему слишком распыляют свои силы для концентрированного наступления на юг, поскольку на востоке развернуты многочисленные бригады, и они до сих пор не сочетают использование артиллерии, механизированных подразделений и усилий по разминированию.
Украинцы говорят, что сведение потерь к минимуму необходимо для сохранения их долгосрочного боевого потенциала. Но официальные лица США говорят, что атаки украинских небольших подразделений на узких участках замедляют наступление и дают русским больше возможностей для реагирования, в том числе с помощью мин, которые рассаживают посредством артиллерийских ударов, и подразделений, вооруженных рпг.
США и партнеры подготовили более 70 000 украинских солдат на более чем 40 полигонах. Ядро общевойсковой подготовки США в Германии заключалось в 14 мотострелковых, механизированных батальонов и батальонов национальной гвардии (около 8000 военнослужащих), которые должны были прорваться через российские позиции или захватить территорию.
12-недельная программа обучения этих батальонов включала обучение совместному использованию артиллерии, механизированных частей и пехоты. Кульминацией этого мероприятия стали недельные учения на уровне батальона, в которых украинские силы сражались против условного противника, которого играли американские войска. Два дополнительных батальона, один национальной гвардии и один бронетанковый, проходят подготовку сейчас. Бронетанковый батальон оснащен 31 танком «Абрамс» и будет развернут осенью вместе с бронетехникой для прорыва минных полей и боевой инженерной техникой, сообщил полковник Мартин О‘Доннелл, представитель армии США в Европе.
Хотя официальные лица США утверждают, что моделирование показало, что украинцы в любом случае могут добиться успеха, некоторые в Пентагоне признают наличие проблемы. Кристин Уормут, министр армии США, недавно заявила, что американские военные считают такого рода боевые действия сложными, особенно если у них нет превосходства в воздухе, а у противника будет время подготовить свою оборону. «У наших солдат были годы, чтобы отработать это, а у украинцев было всего несколько недель», – сказала она.
Некоторые украинские солдаты, воевавшие с самого начала войны, выразили разочарование тем, что танки и бронетехника были переданы недавно сформированным подразделениям, в состав которых входят солдаты с небольшим боевым опытом или вообще без него. Но по словам американских чиновников, доля украинских солдат в обученных США батальонах, имеющих предыдущий боевой опыт, варьируется от 50% до 70%.
Другие солдаты говорят, что реальность боевых действий при первом контакте с врагом их шокировала. Один солдат из 47-й бригады рассказал о штурме российской траншеи, первом пехотном бою роты в настоящей войне. «Какие бы тяжелые учения ни были, на самом деле все гораздо тяжелее», – сказал солдат.