Замминистра обороны Юнус-Бек Евкуров отдал приказ создать в Вооруженных сил специальные ударные подразделения для борьбы с западными танками. Эти танки ВСУ намерены использовать для грядущего «контрнаступления», о котором на днях снова обмолвился американский госсекретарь Энтони Блинкен.
Впрочем, и без российской противотанковой борьбы у формируемой ВСУ группировки масса проблем. Немецкий министр обороны Борис Писториус заявил, что натовские страны сумели собрать всего 160 машин Leopard, в том числе 60 современных Leopard 2 (хотя и не в самых последних модификациях) и 100 морально устаревших Leopard 1, которые абсолютно не соответствуют требованиям ведения современной войны. Западные поставки так и не позволят полностью укомплектовать 4 танковых батальона, о которых изначально твердило командование сил НАТО. В каждом батальоне должно быть не менее 31 танка. Основу батальонов должны составить именно Leopard 1 – в каждом соединении их будет 25. При этом Leopard 1 поступят в ВСУ лишь к концу года, заявил Писториус.
Ну а новых машин ВСУ ждать просто неоткуда: Писториус подтвердил, что все резервы натовских стран полностью исчерпаны. Кроме того, ВСУ получит слишком большое разнообразие модификаций Leopard, отличающихся не только по вооружению, но даже по броневым качествам.
Единообразное оснащение будет только у так называемого «Польского батальона» – в его составе будут Leopard 2A4. Однако для завершения формирования батальон ждет поставок из Испании, которые затягиваются. Испанская министр обороны Маргарита Роблес сообщила, что только первые 6 танков Leopard 2A4 будут переданы Киеву после Пасхи, а всего ожидается 10 танков.
Проблемы и у так называемого «Немецкого батальона», в который войдут Leopard 2A6 и Leopard 2A5. Именно они сильно отличаются степенью броневой защиты: более старые Leopard 2A5 не обеспечивают защиту от мощных мин, которые российская армия широко применяет в Украине. Причем для того, чтобы «Немецкий батальон» был окончательно сформирован, нужно ждать танков из Швеции – а это будет лишь в мае.
Пентагон обманул киевлян: Abrams будут раньше, но с хлипкой броней
ВСУ жадно ждут не только европейские Leopard, но и американские Abrams. Правда, американцы с поставками тянут. Обещанные танки не вошли в новый пакет военной помощи, который был объявлен Пентагоном 4 апреля на общую сумму $2,6 млрд. Он включает в основном ракеты для систем Patriot, NASAMS и HIMARS, а также боеприпасы для артиллерии, танков, минометов, гранатометов, управляемые авиабомбы.
Американцы ранее обещали передать киевскому режиму 31 Abrams в модификации М1А2. Причем такие танки могли бы приехать на Украину не раньше 2024 года. После того как Владимир Зеленский закатил жуткий скандал, американцы все же пошли ему навстречу. Вместо Abrams М1А2 киевский режим получит упрощенный вариант Abrams М1А1 (отличается ослабленной броней – как и Leopard 2A5 от Leopard 2A6). Зато быстрее.
Правда, последние новости о подготовке «Американского батальона» приходили лишь в начале марта, когда Министерство обороны США подписало соглашение с General Dynamics Land Systems о подготовке танков. Поскольку все танки находятся в резерве (забирать их из действующих войск американцы, естественно, не разрешили даже любимым ими ВСУ), то их нужно подготовить к поставкам. И работы завершатся лишь к началу октября.
Дружба Киева и Варшавы танковых плодов не принесла – заводы не справятся
Опозорившись с танковыми поставками, киевские и натовские генералы ломают голову над тем, что делать с БМП. Польский Центр восточноевропейских исследований (OSW) указывает, что у ВСУ большие проблемы и с комплектованием не только танковых, но и мотопехотных подразделений.
В частности, британское Минобороны пообещало выделить ВСУ в общей сложности 14 бронированных машин Challenger 2. Вместе с ними будут отправлены 120-мм танковые снаряды из обедненного урана.
Поставки позволят сформировать роту, которая будет готова к боевым действиям к концу мая. Британский министр обороны Бен Уоллес признался, что украинских солдат нужно еще серьезно готовить к применению Challenger 2.
Выбор базового БМП для разрекламированного «контрнаступа» также остается открытым вопросом. Киевский режим в этом году должен получить из Швеции 50 броневиков CV90, а в ближайшее время – еще 109 американских Bradley. Хотя и их с большой натяжкой можно считать современными, язвительно пишет OSW.
Самые же щедрые дары ждут от Германии, которая готовится оставить киевскому режиму 40 своим Marder. Однако эти броневики уже морально устарели: машины были разработаны еще в шестидесятые годы, а выпуск прекращен в 1975 году. Неудивительно, что на немецких складах скопилось огромное количество такой техники (для сравнения: американский Bradley выпускали вплоть до 1989 года).
Однако после визита Владимира Зеленского в Польшу у американских и немецких поставщиков появился конкурент – это польский БМП Borsuk, который собирается производить Polska Grupa Zbrojeniowa. Новейший броневик, да еще и амфибия. Правда же в том, что этот БМП пока существует лишь в виде прототипов, и на поле боя, разумеется, никогда не применялся.
Даже если ВСУ захотят получить польский Borsuk, то мощности Polska Grupa Zbrojeniowa должны будут работать только на украинский заказ. А вовсе не на нужны Вооруженных сил Польши. Впрочем, такая же проблема и со шведскими CV90: чтобы удовлетворить запросы Владимира Зеленского, нужно увеличить производственные мощности шведской оборонной промышленности.
При этом пока ВСУ собирает крохи с натовского стола, российские танковые соединения только усиливают натиск.
OSW подтвердил, что на стратегическом направлении «Сватово – Кременная» увеличивается применение бронетанковых вооружений, в том числе современных танков Т-80 и Т-90 «Прорыв» (на данном направлении действует 1-я танковая армия).