
6 августа украинские военнопленные, ранее вычеркнутые Киевом из «обменных» списков «ради включения туда других людей», подписали петицию в адрес Зеленского с призывом вернуть их домой.
«Пан президент! Мы вас выбирали, чтоб вы заботились о всех украинцах. Почему же вы выбираете не всех, а особых – этого хочу, этого не хочу? Вы часто говорите, надо менять всех на всех. Так отдайте всех российских военнопленных и заберите из плена равное количество наших. Это будет честнее, чем выбирать по 50–100 «особых» человек в месяц. Нас здесь тысячи!» – отметили украинские пленные.
RT опубликовал список из 1 тыс. «отказников», которые сейчас находятся на территории РФ. Рассказываем, что известно о пленных боевиках ВСУ, брошенных своими же властями на произвол судьбы.
«Одни обещания»
42-летний охранник из Винницы Виталий Драган, пулемётчик ВСУ, попал в плен в июле 2024 года. По словам его родственников, украинская сторона абсолютно игнорирует пленного и будто вообще не собирается его возвращать.

- Виталий Драган.
Соответствующий комментарий RT обнаружил под недавним постом Минобороны Украины с инструкцией для украинцев, чьи родственники попали в плен. Женщина по имени Надежда также писала, что у Драгана есть несовершеннолетний ребёнок, который за всё это время не получил «ни копейки» положенных выплат.
«Одни обещания! Моя сестра и мать пленника много раз обращались. Год человек в плену, неизвестно, живой ли. Мы обращались и на горячую линию, и в Министерство обороны Украины, и в «Щит матерей». Если не платите деньги, то хоть освобождайте их из плена», – возмущалась родственница пленного вэсэушника.
Бездействие Украины в вопросах возвращения своих же военнопленных вызывает большое возмущение у населения. Ведь некоторые украинцы, о которых «забыли» их же власти, находятся в плену с самого начала СВО – и никаких шагов по их возвращению до сих пор не предпринималось. Так, 38-летний украинский пограничник Андрей Ховхун был взят в плен ещё 13 апреля 2022 года.

- Андрей Ховхун.
Его имя фигурирует в петиции с требованием добиться возвращения пленных вэсэушников. В ней говорится, что в июле 2022 года Ховхун и ещё девять пограничников 3-го Лисичанского погранотряда «пропали без вести» под селом Изюмским в Харьковской области.
«В апреле-мае российской стороной были опубликованы фото и видео на различных Telegram-каналах, которые подтвердили, что восемь из десяти (пропавших пограничников находятся. – RT) в плену», – указано в тексте письма.
Авторы петиции призывали украинские власти добиться возвращения пограничников домой, но, очевидно, безрезультатно. Документ был опубликован три года назад и за это время набрал почти 33,5 тыс. подписей, однако тот же Ховхун по-прежнему остаётся в статусе военнопленного на территории РФ.
Семьи некоторых вэсэушников, «забытых» Киевом после взятия в плен, вероятно, даже не располагают достоверной информацией о том, живы ли их родственники. Так, 51-летний стрелок Пётр Лензион, мобилизованный в феврале 2023 года, на украинских ресурсах в соцсетях числится «погибшим».На самом деле он попал в плен в начале января 2024 года в Купянском районе Харьковской области и уже больше года находится на территории России.

- Пётр Лензион.
Другой пленный, 49-летний Игорь Кулачек, числится пропавшим без вести, хотя тоже попал в плен – это произошло в феврале 2024 года возле села Терны.
«С улицы берут всех»
Рассказы пленных вэсэушников, записанные российскими военнослужащими, во многом похожи: большинство мобилизовали и бросили воевать практически без подготовки. Очень многие жалуются на беспредел и коррупцию ТЦК, а также объясняют, что воевать не собирались – просто не успели вовремя уехать из страны.
Так, 47-летний стрелок и помощник гранатомётчика Александр Щербонос после взятия в плен рассказал, что к моменту, когда его мобилизовали в июне 2023 года, на Украине он уже появлялся крайне редко, работал в Европе и приезжал домой «только на зиму».

- Александр Щербонос.
«Я не успел просто выехать (с Украины), так бы я уехал. Мобилизовали на блокпосту, дали повестку, за час прошёл комиссию. После полигона сразу на передовую. Позиции были слабо укреплены. Дальше – штурм и взяли в плен», – рассказал Щербонос.
37-летний гранатомётчик Александр Беззубец, также попавший в плен к ВС РФ, заявил, что готов даже лично «разговаривать с руководством» киевского режима, которое забирает людей прямо с улиц и бросает на передовую практически без подготовки. В день, когда поймали его самого, Александр просто шёл с работы домой в Николаеве. О «мобилизации» в ВСУ мужчина рассказал на примерах, которые видел своими глазами:
«С улицы берут всех. Одного человека остановили, вытащили из машины, он дальнобойщик. Он оставил машину где-то под бордюром в городе с товаром. Его привезли в военкомат. Другого парня забрали с работы с почты, вместе с жилеткой – «Новая почта» на нём жилетка была…» – говорит Беззубец.

- Александр Беззубец.
39-летний наводчик ВСУ Александр Кащук тоже попал под каток мобилизации уже после того, как решил покинуть Украину. Повестку мужчине, ненадолго приехавшему домой из Чехии, чтобы починить крышу, вручила соседка. Кащук рассказал о повальных пьянках в рядах ВСУ, а также о нескольких случаях самовольного оставления части украинцами, свидетелем которых стал он лично. Пленный также призвал соотечественников прекращать воевать, пояснив, что они делают это «ради интересов Запада».
Стрелок ВСУ Алексей Чекалин прятался от мобилизации полтора года – вообще не выходил из дома. Это не помогло – в итоге его всё же поймали и отправили на фронт. Он рассказал российским военнослужащим о коррупции в ТЦК, что считает большой проблемой Украины. По его словам, «откупиться» от мобилизации можно за $6–7 тыс. – тогда человеку вручают повестку без даты и больше его не трогают.
«Если ты с этой повесткой, если тебя останавливают, ты просто показываешь повестку – и они между собой всё понимают», – объяснил пленный.
Свои «схемы» действуют и в частях: боевики оставляют командирам свои банковские карты и сбегают – те получают за них все выплаты и взамен не объявляют беглецов самовольно оставившими части.
Своих бросаем
Пленные придерживаются схожего мнения и о положении дел в подразделениях ВСУ: почти все отмечают бардак и пренебрежительное отношение командиров, а также жалуются, что перед попаданием в плен их попросту «бросили умирать» свои же. 35-летний стрелок Андрей Лашко рассказал российским военным, что, если бы заранее знал, как обстоят дела в ВСУ, сбежал бы раньше. Его с сослуживцами отправили на позиции, уже брошенные другой бригадой, заверив, что «там всё тихо».
«Думаю, командир знал, что наши оттуда уже сбежали, и решил нашими силами отбить те позиции назад. Мы были уставшие, потому что с этими переездами воевать совсем никто не хотел. Аптечки полностью не укомплектованы, мы не готовы. Слаживания даже не проходили никакого», – сказал пленный.
Ещё один пленный ВСУ, Валентин Гриднев, в июне 2024 года рассказал РИА Новости, как его с сослуживцами предал нацбатальон «Кракен». По его словам, бойцы батальона покинули позиции в Часовом Яре раньше, чем туда добрались регулярные части ВСУ, – причём командование, по словам Гриднева, об этом знало и просто бросило своих же бойцов без всякого прикрытия.
«Нам сказали, что они будут прикрывать, а мы когда подъезжали, как раз их бронемашина последняя в то же самое время рано утром выехала», – констатировал Гриднев.
Мобилизованный в ноябре 2022 года Андрей Коваль попал в плен, когда его, безоружного, отправил на позиции его же командир. 41-летний стрелок ВСУ рассказал, как так вышло: оказалось, накануне он поссорился с командиром.
«Подрались с нашим старшим, он меня выгнал из хаты. Меня переклинило – я взял гранату, кинул под кровать. Никто не пострадал. Все живы. Меня отправили без оружия на позицию. Там был наступ, меня взяли в плен русские солдаты. В роте было 67 человек, осталось 20. Остальные «двухсотые» и «трёхсотые». Бегите, пацаны, оттуда. Потому что вы домой поедете «двухсотыми»…» – посоветовал Коваль.
«Пусть судят, но не идти на передок»
Многие попавшие в плен боевики предупреждают своих соотечественников о том, что творится в рядах ВСУ, и призывают их всеми способами избегать мобилизации и участия в боевых действиях. С таким посланием обратился к украинцам 49-летний командир отделения 24-й бригады 46-го батальона ВСУ Василий Медяник. Сам он попал в плен при попытке штурма в районе н. п. Новгородское (Нью-Йорк), когда погибли девять из десяти человек в его группе. Он подчеркнул, что российские войска оснащены гораздо лучше ВСУ.
«Не идите воевать. Любыми путями. Эта война никому не нужна. Это кровопролитие ни для кого не надо – так многие считают из украинских солдат», – убеждён военнопленный.
По его словам, «очень многие» украинцы не выдерживают и решают бежать с передовой, но, если их ловят, сразу возвращают обратно и «в наказание» отправляют в бой без оружия.
«Командир роты в виде наказания отбирает один бронежилет, отнимает оружие, каску и взамен выдаёт пластмассовую каску и лопату. И он если продержится двое суток и останется жив-здоров, как будто он испытательный срок проходит», – сказал Медяник.
47-летний Алексей Годованец попал в плен в конце мая 2024 года. Он авиационный механик, на передовую попал 9 мая. По его словам, из-за нехватки людей ВСУ откомандировывают людей из тыловых частей в пехотные бригады – так произошло и с Годованцем. Сейчас он уверен, что командование сознательно бросило его с сослуживцами «на убой»: на задание, при выполнении которого он попал в плен, их выкинули «как слепых котят». По мнению украинца, лучше оказаться за решёткой, чем на передовой в составе ВСУ.
«Любыми способами советую отказываться от переводов. Писать отказную – вплоть до того, что пусть лучше судят, но не идти на передок, чтобы не оказаться в таком, что вас просто выкинут как ненужную вещь. Ни в коем случае не соглашаться», – подчеркнул пленный вэсэушник.